Что такое IT-аутсорсинг

Что такое IT-аутсорсинг

Дословно понятие «ит аутсорсинг» (от английского it outsourcing) означает использование в области информационных технологий внешнего (стороннего) ресурса. На практике, it аутсорсинг — это передача по договору заказчиком функций по организации работы своих информационных ресурсов исполнителю, который специализируется в данной области.

В нашей стране под данным видом аутсорсинга чаще всего понимают обслуживание компьютеров, серверов и сетей организации-заказчика. Однако, в мировой практике ит аутсорсинг рассматривается намного шире и к нему относят все виды работ, выполняемых сторонними организациями в области информационных технологий на основе передачи функций компании-заказчика исполнителю на длительный срок. Это могут быть как небольшие задачи, так и масштабные проекты по автоматизации, созданию специализированного софта и другие.

Особо широко данное понятие используется на Западе в отношении использования труда фирм из развивающихся стран и стран «третьего мира» компаниями из развитых стран. Но не будем останавливаться на данных особенностях международного it аутсорсинга, а рассмотрим подробнее отечественные реалии.

Чем же отличается it аутсорсинг от обычного оказания услуг по обслуживанию компьютеров?

  • Договор оказания услуг чаще носит разовый характер либо связан с обязанностью исполнителя устранить некую неисправность при ее возникновении, аутсорсинг же подразумевает под собой постоянную поддержку и обеспечение бесперебойной работы инфраструктуры организации-заказчика;
  • Договор аутсорсинга заключается всегда на длительный срок, а договор на оказание услуг может носить разовый характер;
  • В случае функционального аутсорсинга в договоре, который именуется SLA — Service Level Agreement и должен соответствовать международным стандартам, детально прописывается список оборудования, периодичность профилактики, скорость реагирования на заявки и прочие детали обслуживания;
  • Высокая степень квалификации исполнителя (для аутсорсера такая работа является профильной деятельностью) и подробный список обязанностей, предусматриваемый в договоре, имеют следствием более высокий уровень ответственности исполнителя перед заказчиком;
  • Большое внимание в договоре, как правило, уделяется также информационной безопасности клиента.

ИТ-аутсорсинг VS собственный ИТ-отдел

Для казахстанского бизнеса долгое время такого рода делегирование внутренних полномочий и функционала было чуждым. Причинами тому были и существенно более низкий уровень развития информационных технологий в Казахстане по сравнению с развитыми странами, и условия рынка девяностых- двухтысячных, диктующие недоверие к сторонним компаниям, пробелы в законодательстве, слабая юридическая подготовка и пр.

Однако, глобализация экономики, развитие ИТ индустрии и технологий, в конечном итоге, привели к выбору бизнесом наиболее разумных и целесообразных способов рационализации работы, к коим, безусловно, относится и аутсорсинг в области интернет технологий. Из года в год казахстанский рынок ит аутсорсинга показывает положительную динамику. Расширяются формы сотрудничества, растет уровень требований, который обусловлен не только конкуренцией среди фирм-аутсорсеров, но и хорошим уровнем знаний в данной области самих заказчиков.

Аутсорсинг уже стал привычным и логичным решением для представителей бизнеса разного масштаба, который позволяет наиболее рационально решать вопросы поддержки IT-инфраструктуры на высоком квалификационном уровне

Аутсорсинг в сфере интернет-технологий: как избежать рисков?

Итак, вы передаете ИТ-структуру своего предприятия в руки сторонней организации…

Каждый раз, когда вы передает кому-либо ответственность за какой-либо аспект своего бизнеса, будь то сотрудник на полную ставку или внешний поставщик услуг, возникают некоторые риски.

Вы задаетесь вопросами: а я нанял подходящего человека (компанию) на работу? Они будут выполнять то, что я от них ожидаю? Как они «уживутся» с другими работниками или отделами?

Такие вопросы мучают всех владельцев бизнесов, когда они поручают кому-то определенные функции. Например, если говорить про IT-аутсорсинг, здесь могут возникнуть следующие риски:

  1. Некоторые ИТ-функции непросто передать на аутсорсинг. ИТ охватывают всю организацию — от простых задач, которые сотрудники выполняют ежедневно, до комплексных автоматизированных аспектов. Убедитесь, что поставщик услуг достаточно квалифицирован для того, чтобы удовлетворять ваши насущные потребности.
  2. Возможна утрата контроля. Как утверждают критики, внешний поставщик услуг никогда не будет работать настолько же эффективно, как внутренний сотрудник, который находится под тем же контролем, что и остальные. К прочим рискам относится также конфиденциальность данных и аварийное восстановление. В таком случае вам понадобится руководитель, который разбирается в менеджменте, и член ИТ-команды.
  3. Боевой дух команды будет утрачен. Нельзя отрицать, что заменив штатных сотрудников внештатными, вы можете озадачить работников других отделов. Есть вероятность, что возникнут волнения.
  4. Вы можете оказаться в «западне». Если поставщик ИТ-услуг не документирует свою работу по вашей сети и системе, или если вы вынуждены были приобрести программное оборудование, может получиться так, что вам больше некуда будет обратиться или вернуть назад свою информационную сеть. Многие аутсорсинговые компании требуют подписания годового контракта, который весьма ограничивает вашу «подвижность».

Большинство этих рисков можно избежать, если вы точно знаете, чего хотите от поставщика услуг и задаете правильные вопросы.

IT аутсорсинг: какая награда вас ждет

Как владелец компании вы, вероятно, задумывались о том, чтобы вынести за штат какую-либо часть бизнеса. Преимущества аутсорсинга кажутся очевидными: скажем, урезать расходы на функционал от бухгалтерии до маркетинга и отдела персонала. В принципе, можно вести бизнес, не наняв ни одного работника.

В данной статье мы рассмотрим некоторые советы, как вынести вовне ваш ИТ-отдел, т. е. речь пойдет об IT аутсорсинге.

Зачем нужен IT аутсорсинг

В целом, главные причины, по которым компаниям выгоден аутсорсинг:

  1. Сокращение и контролирование операционных расходов. Нанимая сотрудников «со стороны», вы избегаете расходов на страховки, обучение, налоги, пенсионные выплаты и т. д.
  2. Концентрация на своей специализации. Невозможно быть мастером в любом деле. Аутсорсинг позволит вам сконцентрировать внимание на собственных компетенциях компании.
  3. Исключительные возможности. Ваш показатель ROI будет выше, если вы поручите заниматься информационными технологиями компании, которая знакома со сферой вашей деятельности. Вы сможете пользоваться знаниями не одного человека, но целого коллектива опытных ИТ-специалистов. Обычно ИТ-компании направляют своих сотрудников на сертифицированное обучение и тренинги.
  4. Освободите внутренние ресурсы. Возможно, сейчас кто-то из офисных работников вынужден заниматься настройкой компьютеров и тратит на это слишком много времени. Однако, это не его специализация, возможно, он нанят совсем для других целей. IT аутсорсинг позволит вернуть сотрудников на их места и заниматься тем, для чего вы их нанимали.
  5. Помощь в реструктуризации бизнеса. Когда вы проводите реструктуризацию бизнеса для того, чтобы оптимизировать расходы, улучшить качество сервиса или скорость работы, вы можете отодвинуть в сторону неосновные бизнес-функции, такие, как ИТ. Однако, их тоже необходимо реструктуризовать, и аутсорсинг IT —  лучший способ это сделать.
  6. Сокращение рисков. Внедрять новые технологии, которые помогут поддерживать бизнес, — дело затратное и требует времени. Поскольку ИТ-специалисты работают со множеством клиентов и всегда в курсе последних разработок, обычно они знают, что правильно, а что нет. Их опыт и знания значительно сокращают риск внедрения неверного решения.